Курс логики «Сказка, рассказанная математиком» и традиции Я.И.Перельмана

Книги Я.И.Перельмана  на протяжении без малого 100 лет распахнули   двери в мир науки не одному поколению школьников, предоставив возможность приобщиться к радости самостоятельного открытия и сделать первые шаги на пути к познанию удивительного мира, который нас окружает. При этом одним из главных достижений  великого популяризатора науки является его удивительная способность «зажигать» интерес и любовь к творческому познанию. На современном  этапе развития нашего образовательного  процесса значение умелой популяризации науки не уменьшилось, а возросло.

Огромные, подчас отупляющие, потоки  информации, не относящиеся к возрастной зоне актуального развития детей, их приобщение к схематичным компьютерным играм – все это приводят к таким негативным последствиям, как утомляемость  и потеря  у детей интереса к процессу обучения.

Формализация мышления школьников вследствие введения элементов алгебры в классах начальной школы  и замена арифметических методов решения задач  алгебраическими, выхолащивание из процесса изучения гуманитарных предметов пересказов  приводит к недостаточному развитию абстрактного и логического мышления выпускников школ,  которое сказывается и на процессе их обучения в высшей школе.

Противостоять негативным особенностям нашего времени  и снизить их влияние  на образовательный процесс  можно, используя   опыт заинтересованной популяризации знаний Я.И.Перельмана, по- перельмановски «зажигая» учащихся.

Именно с этой целью разработан  и успешно преподается курс   логики  для начинающих. Вводная часть курса[1] ставит своей целью развитие у детей навыков логического мышления на материале окружающего мира. Основные понятия формальной логики «истинно-ложно» и метод построения отрицаний  вводятся в игровой форме, что обеспечивает интерес детей к непростым, но необходимым основам  формальной логики. Предложенный метод кроме развития логического мышления ребенка призван заинтересовать детей процессом изучения животного и растительного мира. Последовательные игровые занятия  позволяют детям самостоятельно и логично выстроить классификацию  животного и растительного мира. Пример такой классификации в детском изображении представлен на рисунке 1. Игровая система занятий  не только способствует  более легкому усвоению детьми школьных курсов математики и окружающего мира, но и учит их  самостоятельной формулировке   логических вопросов, которыми так богат наш мир.

Следующая основная  часть курса представляет собой единый методический цикл «Сказка, рассказанная математиком» [2, 3, 4, 5]. Цель этого цикла – с помощью увлекательной сказочной формы ввести ребенка в мир математики, развивая его абстрактное и логическое мышление.    Сказочная основа выбрана не случайно. Именно сказки лежат в зоне актуального развития детей 5-10 летнего возраста. Кроме того сказка заключает в себе самостоятельную воспитательную функцию. Русская сказка  — зеркало души создавшего ее народа с его верой во всепобеждающую силу добра, терпением в испытаниях, непримиримостью, стойкостью и отвагой, способными одолеть даже бессмертное зло. К сожалению,  в настоящее время источник доброты и света – русская сказка -  безжалостно вытесняется  из жизни наших детей отупляющим потоком информации и схематичными мультфильмами с чуждой ментальностью и жестокой прагматичной моралью. По русским сказкам  училось не одно поколение русских людей, именно они открывают путь в мир великой и прекрасной русской литературы. Увлеченные   сказочным сюжетом, дети сопереживают главным героям, решая морально этические проблемы  с традиционных нравственных позиций культуры на фоне игровой мотивации. В текст авторских сказок, написанных по мотивам народных сказок с учетом требований их математической направленности,  вставлены авторские  и  старинные  логические и занимательные задачи. Включившись в сказочные приключения, дети стремятся решать возникшие перед героями задачи и не заметно для себя приобретают знания и нарабатывают математические навыки. Ряд сказок [5] написан специально для развития у детей абстрактного мышления, умения выделять главное и пересказывать с помощью системы заменителей, предложенной академиком Л.В. Занковым.

Обучающий  характер курса  предполагает развитие навыков использования понятий математической логики: «истинно», «ложно» в совокупности с кванторами «и», «или», а также построения отрицаний и решения арифметических задач нестандартными методами.  Методически последовательное усложнение задач в процессе развития сказочного сюжета позволяет ребенку, ставшему помощником главных героев и участником сказочных событий, одновременно не просто заинтересоваться математикой, но и незаметно для себя (без изнурительного заучивания) приобрести чрезвычайно полезные математические навыки, часто остающиеся за пределами школьной программы или без требуемой методической проработки. Для облегчения процесса решения логических задач предлагается метод графического изображения условий, ориентированный на преимущественное развитие у детей младшего школьного возраста образного мышления.

Курс  «Сказка, рассказанная математиком» может быть полезен для организации интересной работы на уроках,  как в начальной, так и в средней школе, а также  для самостоятельной работы родителей со своими детьми. Кроме того есть положительный опыт использования  этого курса логики на вводных занятиях по программированию в старших классах.  Ученики старших классов с удовольствием включались в сказочно математическую игру, а через несколько уроков с удивлением узнавали, что познакомились с началами дискретной математики. В настоящее время данный курс живой логики успешно используется  в сфере дополнительного образования.

Список литературы.
1.   Е.Н.Аксенова, Н.П.Аксенова  Окружающий мир, М., Ступени знаний, 2008
2.   Е.Н.Аксенова Сказка, рассказанная математиком. Иван-царевич и Анастасья Прекрасная, М., Ступени знаний , 2002

3.  Е.Н.Аксенова Сказка, рассказанная математиком. Огонь в сердце, а разум в голове, М., Ступени знаний 2003.

4.  Е.Н.Аксенова  Развитие логического мышления школьников, М., ВЛАДОС,     2006.

5.  Е.Н.Аксенова, Н.П.Аксенова  Сказка, рассказанная математиком. Колпак –  чуткие уши, М., Ступени знаний, 2009.

 

ЖИВОТНЫЕ РАСТЕНИЯ

Picture 1

 

Доклад на

Научно практической конференции «ИСКУССТВО УДИВЛЯТЬ», посвященной 75-летию открытия Дома занимательной науки на Фонтанке,

14-15 октября 2010 .

Автор удостоен звания ЛАУРЕАТА КОНКУРСА

в номинации  «ИЗ ОПЫТА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУКИ»

Опубликован в сборнике Материалов конференции.

Аксенова Елена Николаевна,

кандидат физ.-мат. наук,

 Москва,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

 Национальный  Исследовательский Ядерный Университет «МИФИ»,

доцент

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>